Вчера побывали в Музее Параджанова. Сказать что мне понравилось, значит ничего не сказать. Впервые вышла из музея с улыбкой до ушей, которая не стиралась с моего лица до самого вечера, до того момента когда я легла спать.
Музеем то что я видела назвать трудно. В музее мы чувствуем себя неискушеными новичками, учениками, которым преподносят величие былого, всячески подчеркивая разницу между тобой и великой личностью. Параджанов был особенным во всем и его Дом также выделятся среди Домов других знаменитых людей. Надписи первых же экспонатов сметают привычные представления о дистанции между тобой и Мастером: "сундук, в котором в детстве можно было прятаться", "странная и смешная жизнь моего отца", на самом видном месте аттестат об окончании школы, в котором наряду с "хорошо" и "отлично" не раз повторяется отметка "посредственно". Я еще боялась верить этому непривычному ощущению, что Мастер со мной на равных, но работа "Параджанов в раю" развеяла последние сомнения. Мастер не боится шутить над самим собой. Значит нет обязанности ритуально ходить на цыпочках и дышать в сторону, здесь можно быть восхищенным наблюдателем, стараясь понять что несет в себе каждая частичка "бесценного хлама Параджанова".
Замечаю, что стала писать с непривычным для меня пафосом,и все от произведенного впечатления, а оно действительно велико. Мне просто несчем его сравнить.
Не буду описывать работы и все что удалось посмотреть за всремя посещения, пролетевшее очень быстро. Могу посоветовать одно - если вам когда-нибудь удастся побывать в Ереване, не уезжайте не повидав этот удивительный дом.
читать дальшеОбсуждать работы можно бесконечно. Мои личные впечатления я постаралась передать несколькими фотографиями, которые удалось заснять ближе к уходу. Когда додумалась захватить с собой хоть что-то из увиденного. К сожалению, фото не очень хорошего качества.
Параджанов первым решился поэкспериментировать с шедевром Леонардо - "Джоконда" под редакцией режиссера.
Такие тарелки он оставлял друзьям:
Эта клетка с женской туфлей тоже произвела впечатление. Объясняющая надпись к работе гласит: "Символ грузинской женщины":
Для того чтобы полностью оценить смысл следующей работы, я приведу цитату с одного сайта о Параджанове. На зоне, в карцере, на алюминиевых крышках от бутылок из-под кефира, найденных на помойке возле туберкулезного барака, режиссер ногтем вытиснил портреты великих мира сего - Ришелье, Рылеева... Лет через десять один из этих <талеров>, как их называл С.Параджанов, попал в руки Федерико Феллини, и тот велел отлить по <образу и подобию> серебряную медаль для награждения на фестивале в Римини.
Вот они, эти "талеры":
Балкончики музея выполнены в старом грузинском стиле, как напоминание о местах жизни режиссера. Вид с одного из балкончиков на стадион "Раздан".
Напоследок музей преподнес нам еще один сюрприз. Уже завершая экскурсию, покидая залы, мы встретили в фоье мужчину, странным образом похожего на Сергея Параджанова. Заметив наши удивленные взгляды, смотрительница поведала, что это племянник режиссера, сын его сестры, Гарик Паражданов. Он также выбрал профессию режиссера, живет и работает в Москве, где и снял документальный фильм о своем знаменитом дяде. Гарик упоминается во многих статьях и документах о Параджанове. Фото почти уникальное: